Спросите у любой мамы: «Что самое дорогое в вашей жизни?» Она ответит: «Не дорогое, а БЕСЦЕННОЕ, МОЕ СЕРДЦЕ, МОЯ ЖИЗНЬ — МОЙ РЕБЕНОК». Потерять его — значит умереть, пусть не физически, но просто сгореть дотла душой. Проблема детской жестокости особенно остро стоит в современном обществе. Считается, что ее решение в первую очередь ложится на плечи родителей: правильное воспитание, достойный пример поведения, искренняя любовь уберегут нас от ненависти и злости. Каждый любящий родитель это понимает и старается сделать все возможное, чтобы ребенок рос если не добрым, то по крайней мере адекватным человеком. Так почему же изо дня в день мы слышим о преступлениях, совершенных детьми: унижениях, избиениях, групповых изнасилованиях, убийствах? В чем причина нынешней совсем не детской жестокости? Как так случается, что дорогое чадо, в которого вкладывают душу и отдают все самое лучшее, вдруг превращается в настоящее чудовище — бесчувственного, циничного изверга? На днях в Дзержинском районе произошло бессмысленное и вводящее в оцепенение преступление. После школьной линейки Роман Оганесян пошел гулять со старшим братом и своими друзьями, но домой так и не вернулся. Около 14.00 родители начали поиски сына, а примерно в 23.00 заявили о его исчезновении в полицию. Более ста полицейских, включая кинологов со служебными собаками, всю ночь искали мальчика. Утром 3 сентября тело 10-летнего школьника было обнаружено на пустыре у гаражного кооператива, расположенного в поселке Второй километр. Как сообщает пресс-служба СУ СК РФ по Волгоградскому региону, ребенок был изнасилован. Мальчик скончался от черепно-мозговой травмы. Подозрение в совершении преступления пало на 17-летнего Андрея Малышко. По данным следствия, подросток рос в неблагополучной семье. Он давно ушел из дома и фактически проживал на территории гаражного кооператива. В тот злополучный вечер школьник со старшим братом и товарищами играл рядом с гаражами. Дети обзывали Малышко, а также кидали в него камни. Ребята всячески дразнили и поддевали подозреваемого. Разозлившись, юноша сорвался с места и погнался за мальчишками. Те сумели убежать и вскоре разошлись по домам. А через некоторое время один из школьников снова вышел на прогулку, с которой так и не вернулся… Обиженный подросток проследил за ним и в приступе гнева избил школьника до смерти. Судебно-медицинская экспертиза показала, что подозреваемый нанес Роману не менее девяти ударов по голове. Так сказать, отыгрался на одном за всех. По всем постам области были переданы приметы подозреваемого. Как выяснилось, подросток обходил посты ГАИ пешком, а в промежутках перемещался на попутках. Очередную машину полицейский остановил вне поста, юноша был задержан в 200 км от Волгограда. Как сообщает Следственный комитет России, вину подозреваемый полностью признал, а также поведал, что в момент преступления находился в состоянии токсического опьянения. Подростку грозит максимальный срок наказания — от 20 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Андрей Малышко будет направлен на психиатрическую экспертизу: специалисты должны оценить степень его вменяемости в момент совершения преступления. Но как расценивать ребенка, совершившего акт агрессии? Как преступника? Или, может, как жертву? Только ли обида за обзывание и насмешки толкнули его на такое преступление? А может быть, обида на родителей, несложившуюся, неуютную жизнь, где до него никому и никогда не было дела? Почему ребенок не был остановлен еще тогда, когда он не совершил рокового преступления? Куда смотрели взрослые, близкие, родные? Вопросы, вопросы… Да кто бы дал ответы! Уже почти месяц я вожу младшего сына в детский садик. Его адаптация в силу того, что у него есть старший брат, проходит более-менее спокойно. Но единственные дети в семье, сильно привязанные к маме, переживают расставания очень бурно. Добрые воспитатели стараются изо всех сил: читают сказки, держат за руки перед сном, обнимают и успокаивают. Но в группе есть дети, которые осмеивают, дразнят и даже толкают нытиков, тем самым доводят последних до истерик. Кто виноват в таком агрессивном поведении малышей? Родители? Соседи? Окружение? Как бы то ни было, давайте все вместе задумаемся: быть может, мы делаем что-то не так. Иначе армия малолетних убийц, которые не щадят не только сверстников, но и своих братьев, сестер, родителей, будет только расти. Наверное, я не открою ни для кого Америку, но все же лишний раз напомню прописные, но за суетой жизнью, усталостью и безденежьем забываемые истины. Одной из причин детской жестокости являются физические наказания и словесные унижения, которым может подвергаться ребенок со стороны взрослых, а также детей. И рано или поздно он найдет того, кто будет слабее его, и выместит свою обиду за те унижения, которые ему пришлось испытать. Наша с вами задача как родителей — научиться относиться к ребенку с уважением и пониманием в любой ситуации. Ребенок вам нагрубил, ответная грубость только усложнит ваши отношения. Спокойным тоном попросите его перефразировать свою просьбу или претензию, исключив грубые выражения. Нелишним будет напомнить, что дети копируют поведение взрослых, и если вы позволяете себе опуститься до хамства, не считаете нужным подавлять в себе агрессию или поощряете ее, то вам трудно будет бороться с подобными проявлениями у подростка. Вторая возможная причина детской жестокости — наша действительность, а также открытая пропаганда насилия, которая ведется в особенности через средства массовой информации (телевидение, компьютерные игры), делает наших детей циничными. Многие из них считают, что смерть, убийство — это прозаичное, ничем не отличающееся от многих других событие. Чувство сострадания постепенно притупляется, а сила становится нормой решения проблем любого рода. Противостоять этому, наверное, одна из самых трудных, но решаемых задач. И идти к этой цели надо двумя путями, желательно начиная с раннего возраста. Первый и идеальный путь — ограничить источники вредной информации. Нет возможности, значит, надо дозировать, фильтровать, объяснять (это касается больше подростков) свою позицию, обсуждая и разбирая ситуации, в которых жестокость оказывается «правой». Многое, конечно, зависит от того, насколько для ребенка ценно ваше мнение, но это, как говорится, уже другая история. Второе условие — заполнение культурного вакуума. Пусть это будут художественные произведения известных писателей-классиков, фильмы, картины. Старайтесь использовать любую возможность подчеркнуть ценность таких понятий, как добро, сострадание, любовь к ближнему. Психологи утверждают, что одной из причин проявления детской жестокости может быть неумение противостоять инстинкту стаи, а это прямое следствие низкой самооценки подростка. Присмотритесь повнимательнее к своему ребенку: имеет ли он собственное мнение, умеет ли отстаивать свою точку зрения в общении с вами? И пусть его точка зрения не будет верной, но лучше, чтобы она у него была. Только в случае положительного ответа вы можете быть спокойны по поводу слепого подражания и следования за толпой. Такой ребенок спокойно скажет: «Нет, я этого делать не буду», откажется от наркотиков, пива, сигарет, не поднимет вслед за другими палку или камень и не унизит, не ударит слабого… 06.09.2013 10:13
Сен 09
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы
Нет комментариев к этой статьи.