Распечатать Москва, 17 мая — «Вести.Экономика». Недавние парламентские выборы в Ираке прошли не так, как предыдущие, в том числе первые выборы после свержения Саддама в 2005 г. На этот раз были расформированы крупные блоки, сформированные на сектантских (шиитско-суннитских) и националистических (арабо-курдских) платформах. Недавно избранная палата представителей будет состоять из большего числа коалиций, которые будут обладать меньшим весом. Маловероятно, что самый важный шиитский блок («Национальный иракский альянс») появится вновь, учитывая жесткие разногласия внутри его. На этих выборах движение Муктада аль-Садра уже отделилось и объединилось с Коммунистической партией и другими гражданскими группами. Коалиция государственного права была разделена на 2 группы: первую возглавлял премьер-министр Хайдар Абади, а вторую — бывший премьер-министр Нури аль-Малики. Есть также «Движение национальной мудрости» во главе с Аммаром аль-Хакимом, который был бывшим лидером Исламского Верховного совета. Другие шиитские группы сформировали списки, в которые вошли вооруженные группы, которые присоединились к Силам народной мобилизации и вышли на выборы под руководством Хади аль-Амири, лидера организации «Бадра», которая рассталась с коалицией «Государство закона» и «Национальным альянсом». Блок суннитов также раскололся, а его члены сформировали небольшие списки, хотя некоторые из его лидеров присоединились к «Национальной коалиции» во главе с Айадом Аллави. Даже курды, которые проявили больше единства, чем другие в прошлом, разделились, и «Союз Курдистана» уже не является их единственным центром. У каждой партии есть свой список, который привел к снижению представительства в парламенте. Эти списки будут стремиться присоединиться к блокам шиитов или суннитов, чтобы гарантировать представительство в следующем кабинете. Скорее всего, Демократическая партия Курдистана будет лидером среди них, что даст ей право быть предпочтительным партнером следующего правительства. Отличительной чертой выборов в этом году является уровень воздержавшихся от голосования, которые значительно возросли по сравнению с предыдущими результатами голосования. Явка избирателей на этих выборах снизилась с 60% (на выборах в 2014 г.) до менее 50%. Это было ожидаемой реакцией общественности на поведение влиятельных партий, особенно исламистов, которые, по мнению людей, их предали спустя 15 лет господства после падения режима Саддама. Шииты, самая большая фракция населения, не почувствовали, что партии, которые говорили об их угнетении, способствовали улучшению условий их жизни. На самом деле случилось обратное. Шииты больше всего пострадали от краха системы государственных услуг (здравоохранение, образование, электроэнергия, санитария и транспорт), а также высокого уровня безработицы и нищеты. Большинство людей понимают, что руководство шиитских партий несет ответственность за это из-за их административной и финансовой коррупции, которая растет с годами, несмотря на обещания правительства бороться с этим явлением, истощающим резервы в сотни миллиардов долларов, выделяемых на экономическое и социальное развитие. Правление предыдущего правительства, возглавляемого крупнейшим блоком парламента, «Национальным иракским альянсом», лишь усилило негативное отношение шиитов к их партиям. Несмотря на то что ИГИЛ ( запрещена на территории России) занимала суннитские районы в этом году, шииты были убиты протогосударственными террористами в большом количестве. Например, террористическая организация ИГИЛ уничтожила 1700 молодых шиитских новобранцев в лагере Speicher, после того как армия и полицейские силы вышли из района, окружающего лагерь, так же как они вышли из других районов, занятых ИГИЛ. Фактически жертвами войны в последние годы, которая велась с целью восстановления районов, находящихся в руках ИГИЛ, были в основном шиитские члены армии, федеральная полиция и Силы народной мобилизации. Семьи жертв, отдавших свои жизни на войне, жаловались на то, что их «правительство» не должным образом защищало их интересы. Это еще больше усугубило разочарование в отношении шиитских партий и правительства. Сунниты тоже сильно расстроены деятельностью своих партий. Эти партии сосредоточены на разжигании межконфессиональных разногласий и конфликтов, что привело к катастрофической оккупации ИГИЛ. Разочарование суннитских партий ухудшилось после оккупации, что привело к перемещению большей части населения суннитов, в результате чего они оказались в плачевном состоянии в различных лагерях беженцев, в которых не было основной гуманитарной помощи. Такая враждебность по отношению к этим партиям была вызвана тем, что лидеры последних воспользовались своей агонией, чтобы присвоить часть денег, которые уходили из страны, направленных на то, чтобы помочь перемещенным лицам. В иракском Курдистане дела обстоят не лучше. Большинство курдов обнаружили, что их партии не способны укрепить завоевания, на которые они надеялись. Лидеры курдских партий участвовали в административной и финансовой коррупции и начали сражаться за власть, влияние и деньги между собой. Неверное восприятие, особенно с точки зрения сроков проведения референдума по праву на самоопределение в прошлом году, определенно сильно восстановило курдов против этих партий, поскольку курды потеряли большую часть достижений, которых они добились за полвека. Учитывая эту ситуацию, новое правительство должно быть достаточно сильным, чтобы справиться с задачами на этапе после ИГИЛ, особенно с точки зрения установления государственного гражданства после падения сект и национальных квот. Люди дали понять это во время последних выборов, воздержавшись от голосования. Восстановление должно затронуть весь Ирак, а не только районы, опустошенные оккупацией ИГИЛ. Поэтому правительство должно проводить борьбу с административной и финансовой коррупцией, основной причиной краха ненефтяной иракской экономики, разжигания гражданских и политических конфликтов и роста ИГИЛ. Конечно, новое правительство не должно напоминать предыдущее в отношении сект и националистических квот, поскольку это возродит неудачи и углубит общественное негодование, которое выльется в социальные волнения, трудно поддающиеся контролю. Точно так же как недавние выборы отличаются от предыдущих, новое правительство, а точнее весь политический процесс, не должны напоминать все, что было раньше.
Май 18
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы
Нет комментариев к этой статьи.