Где-то в архивных документах губернаторов Коми и Архангельской областей Юрия Спиридонова и Анатолия Ефремова должны сохраниться фотографии, на которых видно, с какой они в 1998 году одержимостью вбивали серебряные костыли в полотно будущей железнодорожной трассы: она должна соединить Белое море – Коми и Урал («Белкомур») единой магистралью. С годами всё чаще кажется, что они, сами того не подозревая, вбивали костыли в пустоту. Строили иллюзорные планы. Эта трасса как воздух была нужна (а сейчас тем более нужна) нашему региону. Лучше других это понимал первый заместитель Главы РК Александр Окатов, именно он за несколько лет до описываемых событий предложил заняться «стройкой века», чтобы дать новый импульс экономике региона. Только благодаря наличию транспортного выхода на границы страны продукция из Коми и из соседних Перми и Архангельска (уголь, лес, бумага, минеральные удобрения и так далее) могла стать конкурентоспособной. Но при этом никто не хотел брать на себя риски, ходить по кабинетам московских чиновников, убеждать инвесторов… Поэтому то, что строилось, затем нередко попросту разворовывалось до основания (шпалы шли на строительство хозяйственных помещений, а рельсы сдавались в металлолом), а потом начиналось на порушенных варварами местах новое строительство. У «Белкомура» всегда находились противники. Всесильный в 90-х годах прошлого века министр железнодорожного транспорта Николай Аксёненко прямо говорил, что если у него есть вариант с объездными путями, пусть даже они идут через весь земной шар, то новое строительство он приветствовать не будет. Что-то обещал через несколько лет Михаил Касьянов, будучи премьер-министром Правительства России… Новости о «Белкомуре» превратились в пресс-релизы, в которых говорится всё в будущем времени. Возьмём последний, от 29 января 2013 года. Из официального сообщения пресс-службы Главы Республики Коми следут, что «в строительстве «Белкомура» могут принять участие китайские инвесторы». Китайцев в данном случае можно заменить на кого угодно, поскольку из якобы желающих вложиться в «Белкомур» можно уже отдельную книгу писать. За почти два десятилетия было столько обещано, что уже и не знаешь, как относиться к таким «оптимистическим информациям». Кстати, китайцы уже когда-то что-то обещали? Хотя нет, пожалуй, путаю их с японцами или австралийцами. Если в сытные «нулевые» годы инвесторов не нашли, то что уж тут говорить о временах нынешних. Деньги бегут из России, сами предприниматели из-за отсутствия благоприятного инвестиционного климата не хотят вкладываться: дураков нет. В одном из интервью жена некогда всесильного мэра Москвы Елена Батурина прямо заявила, что ВСЕ деньги, а это более 10 миллиардов долларов, она вывела из России и готова их вкладывать только в страны со свободной экономикой. Последней каплей терпения стал случай, когда московские чиновники вымогали у неё взятку. И при этом ничуть не смущались, хотя знали, что перед ними сидит жена градоначальника. Чтобы сегодня «вытянуть» «Белкомур», а вместе с ним и всю республику, нужно приложить титанические усилия. Только есть такое ощущение, что время уже ушло. Очень хочется ошибиться.
Фев 02
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы
Нет комментариев к этой статьи.