CA-NEWS (KG) — Наше государство идет путем развития. На каждом этапе развития что-то меняется, что-то допускается как приемлемое. Вот и в предлагаемых нам новых проектах Уголовного и Уголовно-процессуальных кодексах имеются, некоторые моменты на которые хочется остановиться. Сразу бросается в глаза, что нас хотят вернуть в более или менее прошлое и поставить под сплошной контроль. Какие средства нужны для этого, так нам уже предлагают — проекты новых уголовно-правовых кодексов. Прямо уже в них застолбили, вернуть полномочия расследований уголовных дел органам дознания. А кто такие органы дознания? Так сами же разработчики и поясняют, что к органам дознания относятся сотрудники всех имеющихся в государстве правоохранительных органов. Теперь проведем простой подсчет, если сейчас право расследования имеют примерно 800 следователей по всей республике, то сколько же сотрудников во всех правоохранительных органах и плюс туда же Министерство обороны, как орган дознания? Некоторый подсчет показал, что их около 25 тысяч. Совсем немало на любой взгляд, тем более для нашей маленькой страны. Пускай из них непосредственное право расследовать уголовные дела будут иметь хотя бы половина, но и это уже 12 тысяч сотрудников. В итоге, по предлагаемым кодексам, у всех этих сотрудников и полномочия будут непростые, вплоть до права арестовывать и сажать в тюрьмы наших граждан. Разница есть, то к тебе могут прийти 800 следователей или 12 800 сотрудников, с прибавкой от имени органов дознания. Так, вводя в конце 90-х прошлого века первые наши УК и УПК, наверное, был смысл уходить от этого беспредельного количества проверяющих и снующих туда-сюда правоохранителей. Так как понимали, что за органами дознания стоят участковые, оперативные уполномоченные, все другие сотрудники правоохранительных органов. И главное, далее все они подчиняются еще другим вышестоящим начальникам, тоже относящимся к органам дознания. Мы помним, что в первые годы независимости все ларьки и магазины проверяли кому не лень, но под законным предлогом полномочий органов дознания. После принятия первых новых кодексов нашего суверенного государства, со временем остановились лихие наезды на предпринимателей органами дознания или по-нынешнему просто правоохранительных органов. Доходило до того, что каждому правоохранительному органу давали предписание на проверку предпринимателей со стороны прокуратуры. Ведь это было еще совсем недавно. Теперь нас опять хотят отдать во власть этих многотысячных проверяющих господ, называемых органом дознания из числа правоохранительных органов. Может, многоуважаемые, и пройденную жизненную практику надо брать чуть-чуть во внимание? Теория хорошо, но и практика тоже должна превалировать в наших законах. Все уголовные дела, отданные на откуп правоохранительным органам – органам дознания в части кодекса о проступках – это те же самые преступления. За эти преступления можно людей арестовывать? Конечно, можно и нужно, раз закон велит. Если можно по закону, значит 12 тысяч сотрудников это будут исполнять? Они по этим кодексам просто обязаны будут это делать. Тогда крепитесь — нехилое «революционное» начало в предлагаемых новых кодексах, во благо народа и нас с Вами! Так если нынешние следователи имеют высшее юридическое образование и все равно есть к ним нарекания по исполнению законов (УК и УПК), то что можно ожидать от участковых и оперуполномоченных, у которых иногда первое образование не юридическое? Правильно, очень многое! В смысле для граждан опасного и непредсказуемого. А самих сотрудников органов дознания не жалко? Их же можно потом играючи и подвести под монастырь. Если мы говорим, что идет гуманизация, тогда зачем этот кодекс о проступках? Давайте будем до конца гуманными и вообще уберем эти статьи из составов преступлений, которые предусмотрены кодексом о проступках. Загуманизируем до логического конца, а все статьи, которые расписаны в кодексе о проступках, перенесем в административные правонарушения и покончим с этим. Оставим только в действующем УК статьи о преступлениях, начиная с менее тяжких и далее, то есть как нам сейчас и предлагают. Ведь и новый предлагаемый проект УПК, начиная с менее тяжких преступлений, все-таки оставил расследовать только следователям. И на этом уже спасибо. Может в таком ракурсе ни у кого и голова болеть больше не будет. Логика есть в этом, наверное, в таком варианте она будет присутствовать. А введение категорий по наказаниям – это еще одна головная боль не только гражданам, но и всем, кто будет с этими кодексами работать. Сейчас сразу видно, что ты можешь загреметь на столько-то лет. Все прекрасно видно при открытии каждой статьи о преступлении. Нам говорят, суды не смогут пользоваться «вилками» по срокам наказаний за преступления. Однако и в категориях все устроено на «вилках» от и до, по срокам наказаний. Так зачем тогда огород лишний городить. Вот и наш президент недавно выступил и был недоволен, что в новом проекте УК сократили сроки наказаний до 15 лет по максимуму. Действительно, как бороться тогда с отморозками разными и беспредельщиками убийцами. Ведь получив пятнадцать лет по суду, считая один день тюрьмы за три дня в колонии-поселения, они через три-четыре года уже опять на свободе. Так в новых проектах предлагаемых кодексов остались все изюминки условно-досрочного освобождения, только сократили сроки наказаний. Прекрасно! Так и неотбытие срока наказаний и обоюдные примирения тоже ведь остались в новых проектах кодексов. Может поэтому президент, зная все это, возмутился, хотя мог и ранее им подсказать, ведь совет работал под его началом? Значит, вначале не так все было плохо. А так весь «титанический» труд пошел насмарку, раз Президент не доволен. Кроме президента проекты кодексов не поддержали председатель Верховного суда и генеральный прокурор страны. Это уже, о чем-то говорит, наверное. Уголовные законы должны быть справедливыми до боли, так должно быть в идеале. А если его менять и кроить в угоду или на зависть кому-то, то они уже не будут справедливы. Это как введение налогов, десять лет выжидали и потом раз и ввели налог на недвижимость. И революция не спасла, а про воду и тепло можно и не вспоминать. Только за воду и тепло не всех сажают, а по новым проектам уголовных законов могут посадить всех подряд. Так за что боролись и где она справедливость? Все должно быть под началом людского понимания, если плохо – то наказывайте, а если спорно – тогда подождите. Ведь те, кто хочет написать эти законопроекты, тоже живут рядом с нами. Но если он большой чиновник, то уже с нами не живет – это точно. Но большинство из совета по судебной реформе ходят с нами по одним и тем же нашим неосвещенным улицам. И они должны обеспечить нам уголовную и законодательную справедливость или нет? Так и президент тоже сказал недавно, что рано принимать предусмотренные в проектах кодексов некоторые основные моменты. Он не согласился с предлагаемым моментом возбуждения уголовного дела – правом подачи заявления. Увеличением состава и структуры Верховного суда КР и некоторым ограничением его нынешних прав. Так ведь включение в государственный реестр о регистрации в течение 24 часов о совершенном преступлении очень смахивает на нынешнее послание прокурору о возбуждении уголовного дела следователем. А выдача квитанции о регистрации преступления очень смахивает на десятилетней давности опыт выдачи дежурными частями милиции квитанций о получении заявлений от граждан. Точнее дежурные части остались, а квитанции пропали или канули в бездну с потраченными на них многомиллионными затратами. Может теория и практика вещи относительно несовместимые в какой-то части и мы должны находить серединную справедливость. По крайней мере, надо к этому всегда стараться стремится. А то в конце то концов страдать будут в основном только граждане и предприимчивые люди, которым и будут мешать в работе, данные проекты «революционных» кодексов. Курманбек Иманалиев
Окт 31
Опубликовано в рубрике: свежий обзор прессы
Нет комментариев к этой статьи.